|
Транспорт Марокко
Транспорт в Марокко
Большинство городов связаны между собой сетью междугородных автобусов или "больших такси". Автобусы являются самым популярным средством транспорта в стране, поэтому иногда на них бывает трудно купить билет. Наиболее крупная компания CTM LN имеет сообщение со всеми городами страны и достаточно удобное расписание движения, автобусы оснащены кондиционерами, и проезд недорог (в среднем от $3 до $7 в зависимости от расстояния). Разница в комфорте между первым и вторым классами автобусов незначительна. Билеты приобретаются на автостанциях или (в провинции) у водителя. Автобусы почти всегда переполнены и не останавливаются на трассе, голосовать почти бессмысленно. Остановки в населенных пунктах обычно очень продолжительны.
Внутригородских автобусов немного, ходят они достаточно редко (интервал 20-25 минут, стоимость проезда 5-10 дирхем).
Дороги и правила вождения
Дорожные правила марокканские водители соблюдают достаточно своеобразно. С одной стороны, в городах водители практически не признают ПДД, особенно очередность проезда и ограничения скорости, сбавляя свой пыл только в прямой видимости полицейского. С другой - в провинциальных районах многие проявляют даже излишнюю, доходящую иногда до безрассудства, "вежливость" на дороге. На развилке какого-нибудь горного шоссе два водителя могут достаточно длительное время уговаривать друг друга проехать первым, бесконечно уступая друг другу дорогу. При этом дорожное движение постоянно нарушают толпы пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов, телег и даже животные, поэтому над дорогами всё время "висит" рев клаксонов. Следует избегать движения ночью, так как периферийные дороги плохо освещены, а габаритные световые сигналы имеют только машины относительно "свежего" года выпуска.
Вождение автомобиля в горных районах Атласа достаточно непросто - дороги хоть и находятся в неплохом состоянии, но довольно узки и извилисты. В городах, особенно в их исторических районах, водить машину самому крайне тяжело - улицы старых кварталов практически "непроходимы" для современных автомобилей, а местные водители вежливостью на дороге не блещут. Разметка имеет международную маркировку, дорожные указатели обычно написаны по-французски и по-арабски. Скорость ограничена 120 км\134час на автострадах, 100 км\134час на дорогах общего пользования и 40-60 км\134час в населенных пунктах. Ремни безопасности обязательны.
Особую осторожность следует проявлять и в пустынных районах, например при посещении знаменитой своими касабами долины Драа, начиная от Уарзазата и до М’Хамида. После Загоры и до местечка М'Хамид у самой алжирской границы тянется почти что ровное пустынное плато, где часто образуются песчаные бури. Порывы ветра ударяют в машину, и ощущения не очень комфортные – следует крепче держать руль, а в случае сильной песчаной бури (когда видимость ограничена) съезжать на обочину. Часто приходится закрывать окна и выключить вентиляцию - песок через вентиляцию налетает внутрь и покрывает все вокруг слоем серо-коричневой песочной пыли. С собой стоит иметь бачок с водой литров на пять, а желательно два бачка. На случай поломки, и вынужденного ожидания помощи.
Авиаперевозки по Марокко
Национальный авиаперевозчик Royal Air Maroc осуществляет перевозки не только за границу, но и внутри страны. Регулярные рейсы есть между аэропортами: Касабланка, Агадир, Дахла, Эль-Хосейма, Фес, Эль-Аюн, Марракеш, Надор, Варзазат, Уджда, Рабат и Танжер. Стоимость перелетов, как правило, варьируется от $40 в одну сторону из Касабланки в Фес до $120 из Танжера в Дахлу. Достаточно часто проводятся акции, в ходе которых билеты распродают за 50-70% обычной стоимости.
Авиакомпании Марокко
Единственный перевозчик на внутренних линиях - национальная авиакомпания Royal Air Maroc (www.royalairmaroc.com). Билеты продаются как в офисах компании в стране и за рубежом, так и на сайте в интернете. Внутренние авиаперелеты весьма дороги (около $100 в одну сторону). Вместе с тем нередко проводятся акции и распродажи билетов по сниженным ценам, когда билеты могут стоить не более $50 в обе стороны на любом из направлений внутри Марокко. Такой вариант может быть удобен для тех, кто планирует путешествие по суше из Марокко в Мавританию. В то время,как путь на автобусе до границы с Мавританией займет не менее двух суток, перелет из Касабланки до Дахлы (юг Западной Сахары) занимает всего два часа.
Аэропорты в Марокко
Все крупнейшие города страны имеют международные аэропорты: Касабланка, Рабат, Маракеш, Надор, Фес, Танжер, Агадир и другие. Внутренние авиаперелеты относительно недороги - как правило, около $70 в одну сторону. Особенностью большинства аэропортов страны является сдвоенность внутренних и международных рейсов. Все проходят через будки паспортного контроля, но прилетевшим из городов Марокко достаточно предъявить паспорт и посадочный талон. Не следует становиться в общую очередь и заполнять иммиграционную карточку, которую уже заполняли прежде. Подобная система достаточно непривычна и может запутать туриста, впервые воспользовавшегося внутренними перелетами.
Городской транспорт
Такси
Внутри городской черты курсируют "маленькие такси" (максимум три человека), которые хорошо заметны благодаря яркому цвету (красный в Касабланке, синий в Рабате и т. д.), флажку и багажнику на крыше. Они могут подсаживать других пассажиров. Стоимость проезда - около $1 за 1 км пути, но чаще цену поездки можно заранее обговорить с водителем (торг уместен), так как таксометров в таких машинах нет. Проезд по городу в среднем обходится в 10-50 дирхемов плюс чаевые.
Существуют и так называемые Grand Taxi (максимум шесть человек, аналог маршруток), предназначенные для междугородних и пригородных поездок (отправляются только после заполнения всех мест в салоне). Стоимость проезда обычно фиксированная, а в отдельных случаях оговаривается заранее и делится на всех пассажиров (оплачивается водителю по окончании поездки).
В случае с Grand Taxi следует иметь в виду, что речь пойдет о старых и предельно изношенных "Пежо-504" или "Мерседесах-200". В эти машины набивается гораздо больше пассажиров, чем предусмотрено. Как минимум четыре человека садятся сзади (иногда плюс к этому еще и дети), еще двое располагаются на одном кресле пассажира спереди. Итого в автомобиле, предназначенном для пяти человек, включая шофера, фактически едет 7-9. Эти нюансы важно учитывать, поскольку при продолжительных поездках данный вид транспорта может быть чрезвычайно утомительным.
Туристу, особенно в городах массового туризма (Агадир, Марракеш, Танжер, Фес), следует иметь в виду, что возможны попытки обсчета и обмана со стороны таксистов. Здесь, как и во многих других восточных странах, следует проявлять осторожность и перед посадкой по возможности уточнять у окружающих, сколько примерно будет стоить проезд до нужного вам места. Хотя такси работают по счетчику, туристу, не знающему город, стоит оговорить цену заранее во избежание лишних кругов по городу, которые таксист может совершить, нагоняя тариф за поездку.
Железные дороги и поезда в Марокко
В северной и центральной частях страны существует достаточно плотная сеть железных дорог ONCF (www.oncf.ma), связывающая между собой крупные города: Касабланку, Рабат, Фес, Мекнес и Марракеш. Путешествия на поездах безопасны и достаточно недороги. Поезда обычные, скоростные и комфортабельные. Скорые комфортабельные поезда курсируют на длинных линиях, достаточно быстры, вполне удобны и оснащены кондиционерами. Большинство из них имеют бары или буфет.
Спальные вагоны имеются только в поездах Танжер - Марракеш и Касабланка – Уйда. Поездка в спальном вагоне стоит заметно дороже, чем в вагоне с сидячими местами. Примерные тарифы на путешествие по Марокко на поезде в первом классе: Танжер - Марракеш - $25 (спальный вагон - $42), Касабланка - Марракеш - $8 (сидячий), Фес - Уйда - $5 (сидячий). Проезд во втором классе дешевле на 20-25%.
Вокзалы во всех крупных городах прекрасно оснащены. Имеются кассы, камеры хранения, удобные и понятные расписания, информационные стенды, зал ожидания, кафе. Прибытия и отправления поездов исправно объявляются на арабском и французском языках.
Прокат автомобилей в Марокко
Для аренды машины необходимо наличие международных водительских прав (в ряде фирм принимают и российские права) и кредитной карточки. Офисы международных прокатных фирм широко распространены, но цены достаточно высоки. Аренда автомобиля самого дешевого класса стоит около 600 дирхемов в день ($60-70). Налоги, пробег, страховка, полис помощи на дорогах и транспортные расходы оплачиваются отдельно в зависимости от типа автомобиля. В крупных курортных районах рекомендуется резервировать автомобиль заранее.
При аренде следует особенно внимательно ознакомиться с техническим состоянием автомобиля, так как часто машины имеют скрытые дефекты, которые придется оплачивать при возврате. Часто машины в аренду предлагают прямо на улице, но от таких предложений лучше отказываться, так как наличие патента и рекламного щита еще не является гарантией добросовестности арендодателя. Лучше предварительно подробно узнать, включены ли в стоимость налог (19%) и страховка, и потребовать ознакомления со всеми условиями (документ должен быть непременно на английском или французском!), прежде чем что-либо подписывать. С еще большей осторожностью следует отнестись к использованию кредитных карт, которые часто требуют под залог в ряде прокатный фирм. С карты снимается слепок, а залог определяется на сумму до 2 до 5 тысяч евро в зависимости от компании. Излишне говорить о том, что может случиться, если в автомобиле окажутся скрытые дефекты и поломки.
|
|
|
|
|