|
Транспорт Израиля
Транспорт в Изpаиле
Дороги и правила вождения
Движение правостороннее. Качество дорог достаточно высокое. В исторических местах парковка связана с особыми сложностями. Преимуществом при пересечении дорог и в городских условиях однозначно пользуются пешеходы, и, как правило, водители соблюдают правила.
Вождение в Израиле довольно комфортно и безопасно в силу хороших дорог, множества дорожных знаков с указателями и сравнительной вежливости израильских водителей. Однако не стоит забывать про восточный темперамент многих израильских водителей. Только огромные штрафы заставляют их вести себя корректно на дороге.
В случае посещения палестинских территорий Западного берега рекомендуется ознакомиться со специализированной дорожной картой этого района. Не все дороги, обозначенные на обычных картах, открыты для свободного передвижения. По ряду дорог движение ограничено в определенные часы из-за соображений безопасности, а некоторые дороги, проходящие через палестинские анклавы, закрыты для въезда израильского транспорта.
Авиаперевозки по Изpаилю
Внутренние авиалинии в Израиле хорошо развиты, несмотря на небольшие размеры страны и наличие эффективного железнодорожного и автобусного сообщения. Главный аэропорт страны - Бен-Гурион, обслуживающий не только местные рейсы, но и международные. Помимо этого в Тель-Авиве действует второй аэропорт - Сде-Дов, откуда вылетает часть рейсов в Эйлат. Перелеты осуществляются на современных авиалайнерах Boeing 737, Boeing 757 и АTR-72. Уровень обслуживания соответствует европейским стандартам. В субботу и вечером пятницы, а также по религиозным праздникам полетов нет.
Регулярные рейсы выполняются по направлениям:
Бен-Гурион - Эйлат (3-4 рейса в сутки), Сде-Дов - Эйлат (2-3 рейса в сутки), Хайфа - Эйлат (3-4 рейса в сутки),
Чартерные рейсы по индивидуальным заказам осуществляются на Мертвое море (Эйн-Бокек) и в Мицпе-Рамон.
Основные перевозчики - El-Al (www.elal.co.il), Arkia (www.arkia.co.il) и Israir (www.israirairlines.com). Тарифы колеблются от $40 до $70 в одну сторону.
Часто проводятся распродажи билетов по сниженным ценам, когда перелет в обе стороны из тель-авивского аэропорта Бен-Гурион в Эйлат может стоить менее $40.
Пассажирам следует иметь в виду, что внутренние рейсы прибывают в отдельный терминал Бен-Гуриона, расположенный достаточно далеко (около четырех километров) от международного терминала, откуда следует весь общественный транспорт в города страны. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы, однако они не имеют расписаний и теоретически подъезжают к прибытию самолетов из Эйлата. На практике это означает, что время ожидания автобуса может составлять от 10 минут до получаса.
В общем и целом, учитывая небольшие размеры Израиля, полеты по стране на самолете совершенно не практичны в соотношении времени и средств. Для израильтян 40-минутный перелет из Тель-Авива в Эйлат - это что-то из разряда романтики, не более того. Если же исходить из соображений рациональности, то рейсовый автобус покрывает это же расстояние за 4,5 часа и стоит в 5-7 раз дешевле, чем самолет. Кроме того, следует учитывать необходимость приезда в аэропорт за полтора часа до вылета для прохождения регистрации. Таким образом, общее время, затраченное на поездку в автобусе и перелет на самолете, практически одинаковое.
С другой стороны, нередко проводятся акции "полет + отель", когда по стоимости проживания в хорошем эйлатском отеле, в стоимость входит еще и перелет из Тель-Авива. Правда, стоит иметь в виду, что только самые дорогие отели Эйлата предлагают подобные вещи, и проживание там может оказаться далеко не бюджетным вне зависимости от наличия бесплатного перелета.
Автобусное сообщение в Изpаиле
Основную транспортную функцию в стране выполняют автобусы компании "Эггед" (www.egged.co.il), регулярно курсирующие по всем направлениям. К примеру, рейсы из Тель-Авива в Иерусалим отправляются каждые 15 минут. Все автобусы оборудованы кондиционерами. За редким исключением, они не ходят с вечера пятницы (с 15.30) до вечера субботы (18.00), а также в дни религиозных праздников.
Крупнейшим транспортным и пересадочным узлом является центральная автобусная станция в Тель-Авиве. Крупные автобусные станции есть в Хайфе, Иерусалиме, Беэр-Шеве, Ашдоде и некоторых других городах. Стоимость проезда по некоторым направлениям: Тель-Авив - Иерусалим (1 час) – 17-21 шекель, Тель-Авив – Хайфа (1 час) – 25 шекелей, Тель-Авив – Эйлат (5 часов) – 70 шекелей. Связь с израильскими поселениями на Западном берегу осуществляется из Тель-Авива, Иерусалима, Натании и Беэр-Шевы специальными автобусами компании "Эггед" с укрепленными стенками и пуленепробиваемыми стеклами.
Те, кто планирует посещение Западного берега (территории Палестинской автономии), должны иметь в виду, что между собственно Израилем и палестинскими городами отсутствует пассажирское сообщение. Автобусом компании Эггед можно легко добраться до большинства израильских поселений на палестинских территориях, но далее придется двигаться самостоятельно, надеясь на автостоп. Отдельную сложность представляет запрет для палестинских автобусов брать пассажиров вблизи израильских поселений. Палестинские водители, опасаясь проблем с израильскими военными, не остановятся, если туристы голосуют вблизи поселения.
Скидка в 10 процентов предоставляется в случае приобретения билета на две поездки (может действовать на одну поездку для двух человек). Студенты имеют скидку 10 процентов по международному удостоверению ISIC, если цена билета превышает 23 шекеля. Проездные на все линии по всей стране отменены несколько лет назад, а городские проездные билеты можно купить только в городах. Билеты продаются как у водителя, так и на автовокзалах, именуемых "тахана-мерказит".
В районе так называемого Большого Тель-Авива (Тель-Авив, Яффо, Холон, Бат-Ям, Рамат-Ган, Петах-Тиква) работает автобусная компания "Дан". Маршруты данной компании ограничены городскими линиями. На некоторых линиях внутри Большого Тель-Авива компании "Дан" и "Эггед" являются конкурентами.
Помимо больших автобусов, многие маршруты обслуживают также маршрутные такси (именуются "шерут" или "монит"). Тариф – чуть ниже, чем в автобусах.
Автобусный музей компании "Эггед" считается одним из самых крупных тематических музеев подобного рода в мире, где представлены сотни оригинальных автобусов. Он рассказывает о прошлом и том пути, который прошел общественный транспорт как подмандатной Палестины, так и Израиля, начиная с грузовиков британской армии, переделанных в пассажирский транспорт после Первой мировой войны, и заканчивая современными кондиционированными автобусами.
Городской транспорт в Израиле
Городской транспорт в Израиле представлен в основном автобусами. Исключений немного: в тель-авивской и хайфской городских агломерациях можно в некоторых случаях передвигаться на пригородных поездах, но их маршруты весьма ограничены. В Хайфе есть своеобразное метро - фактически это помещенный под землю фуникулер, ездящий из портового района через центр города в гору. В этой системе шесть станций, а вагоны состоят из нескольких ступеней-уровней. Большого транспортного значения этот фуникулер не имеет. В Тель-Авиве метро должно появиться в ближайшие годы. В Хайфе ведется строительство линии городских трамваев, и проект должен быть завершен к 2009 году.
Основной автобусный перевозчик – компания "Эггед". В тель-авивской агломерации примерно половину перевозок выполняет компания "Дан". Есть еще ряд мелких перевозчиков. Основные пересадочные узлы в Тель-Авиве - автовокзал ("тахана мерказит") и железнодорожный вокзал ("тахана ракевет"), в Хайфе - два автовокзала: центральный ("тахана мерказит") и Ха-Мифрац.
Стандартная стоимость проезда в городских автобусах - 5,9 шекеля. Маршруты, выходящие за пределы городов, и ведущие в ближайшие пригороды стоят дороже. Скажем, поездка в дальний пригород Тель-Авива, как, например, Реховот, обойдется в 12 шекелей. В большинстве городов есть разнообразные проездные билеты, но в основном месячные. В Тель-Авиве и некоторых небольших городах есть дневной проездной, цена которого около 10 шекелей, что очень удобно для туриста. Вариантов на несколько дней для туристов нет. Все билеты продаются водителями.
Движение транспорта прекращается на закате в пятницу и возобновляется на закате в субботу. Исключение составляет Хайфа, некоторые районы Тель-Авива и несколько других городов на севере страны: там в субботу есть ограниченное движение по некоторым маршрутам.
Метро
Единственная линия метро в стране действует в Хайфе. Линия "Кармелит" (шесть остановок) связывает Нижний и Верхний город. Стоимость проезда примерно $1,2. Линия "Кармелит" - самая маленькая в мире самостоятельная система внеуличного подземного транспорта (subway). Длина её составляет два километра, включая станции, или 1 километр 803 метра без учёта станций.
Примечательна история хайфского метро. Впервые идея соединения припортового района этого израильского города с его верхней частью зародилась у британцев, завладевших Палестиной в 1917 году. Много позднее, в 1942 году, британцы, с трудом сдерживая натиск Роммеля в соседнем Египте, начали готовить Хайфу к обороне от немцев на случай прорыва последних в Эль-Аламейне. Подземный путь из порта в верхние укрепления через весь город был бы оптимальным вариантом для усиления обороняющихся, и строительство было начато. К счастью, немцев разгромили, и необходимость в тоннеле отпала.
Второй раз к идее метро вернулись уже израильтяне в начале 1950-х годов. Хайфа быстро разрасталась, а сложный рельеф местности затруднял передвижение из одного конца города, расположенного у моря (Адар), к другому, расположенному высоко на горе (Кармель). Даже в настоящее время путь на автобусе из Адара на Кармель может занять до 40 минут, пока автобус крутится по узким улочкам старой части города и с трудом поднимается в гору. Поэтому возникла необходимость создать новый вид транспорта, облегчающий путь между этими центрами городской жизни. Тогдашний мэр Хайфы Аба Хуши проявил инициативу создания этого транспорта. Чтобы не нарушать сложившуюся инфраструктуру, в качестве такого средства транспорта было выбрано метро. Проект поручили французской компании, и в 1956 году начались работы, благополучно завершившиеся 6 октября 1959 года.
В 1986 году было принято решение закрыть метро на капитальный ремонт. Из этого состояния метро плавно перешло в разряд нерентабельных проектов и было закрыто вплоть до 1992 года, когда было вновь торжественно открыто для пассажиров. В настоящее время единственное метро Израиля, хайфский "Кармелит", работает в обычном режиме. Во время конфликта между Израилем и террористической организацией "Хезболла" в июле-августе 2006 года станции "Кармелит" служили общественными бомбоубежищами. Они были открыты круглосуточно, вход на станции был свободным.
Такси
В Израиле два вида общественного транспорта, называемого такси:
Маршрутное такси ("Монит шерут")
Мини-бусы на 10-12 мест. Действуют во всех населенных пунктах страны и используются как внутри города, так и на междугородних линиях. Это единственный вид транспорта, работающий по субботам и в праздничные дни. Стоимость проезда фиксированная и обычно на 10% ниже, чем на автобусе. Оплата - водителю при посадке. При необходимости можно попросить чек об оплате.
Обычное такси ("Монит")
Действуют во всех городах страны. Остановить такси можно прямо на улице, или же вызвать по телефону. За обслуживание в ночное время (с 21.00 до 5.30), а также в субботу и праздники взимается надбавка в 25%. Все внутригородские такси оборудованы счетчиками, которые должны обязательно быть включены в момент посадки пассажира. Междугородние тарифы устанавливаются согласно специальному прейскуранту, который должны предоставить пассажиру по первому требованию. В некоторых случаях таксисты завышают для туристов стоимость проезда или предлагают ехать по договорной цене без счетчика. Если вы не вполне знаете действующие тарифы, то не стоит соглашаться на фиксированную стоимость, поскольку она, как правило, будет выше той, что выйдет по счетчику. В случае сомнений рекомендуется проконсультироваться с находящимися поблизости израильтянами. Они с радостью помогут туристу, в большинстве случаев назовут истинную цену за проезд и даже пристыдят таксиста.
Железные дороги и поезда в Изpаиле
Железнодорожное сообщение в Израиле развито неплохо, но количество линий по-прежнему сравнительно невелико. В стране нет железнодорожной сети как таковой, есть только одна главная линия Нахария - Акко - Хайфа - Натанья - Хадера - Тель-Авив - Беэр-Шева - Димона с ответвлениями в Ашдод (Исдуд), Ашкелон и Иерусалим. Однако на имеющихся линиях поезда ходят регулярно: например, на участке Хайфа - Тель-Авив 2-3 поезда в час (в часы пик - до пяти поездов в час), на большинстве остальных - раз в час. Существует также пригородная система Тель-Авива, связывающая город с рядом пригородов (Петах-Тиква, Роша-Хаайн, Раанана, Лод, Реховот) и аэропортом Бен-Гурион. Прямые поезда в аэропорт Бен-Гурион следуют более 25 раз в сутки (включая ночь) из Хайфы, Натаньи и Тель-Авива.
Несколько лет назад возобновилось сообщение по линии Тель-Авив - Иерусалим. Поезда следуют 8-10 раз в день, время в пути - 1,5 часа. Маршрут чрезвычайно живописен, поезд неспешно карабкается по горам Иудеи, минуя впечатляющие серпантины и тоннели.
Как правило, путешествие на поезде быстрее и удобнее, чем на автобусе. На отдельных участках поезда развивают скорость до 160 км/ч.
Комфорт и сервис соответствуют уровню Западной Европы. Класс вагонов только один - соответствует немецкому второму классу, то есть вполне комфортабельный. Стоимость проезда по некоторым направлениям: Тель-Авив - Хайфа (1 час) - 24,5 шекелей, Тель-Авив - Иерусалим (1 час 20 минут) - 19 шекелей, Тель-Авив - Беэр-Шева (1,5 часа) - 25,5 шекелей, Нахария - Беэр-Шева (3 часа) - 63 шекеля. На ряде направлений действуют пониженные тарифы, не зависящие от расстояния, например Димона - Беэр-Шева - 12 шекелей (расстояние 40 км, схожее с расстоянием из Тель-Авива в Натанью, но стоимость ниже почти в полтора раза).
Скидка в 10% автоматически предоставляется при покупке билета туда и обратно. Пенсионеры имеют скидку в 50%. Также скидку 10% имеют студенты, а скидку 20% - дети до 10 лет. Бесплатно следуют дети до пяти лет. Поезда не ходят по субботам и религиозным праздникам, а также вечером в пятницу или перед праздником.
Туристам следует иметь в виду, что в часы пик, в течение всей пятницы и вечером в субботу поезда могут быть переполнены. Особенно на линии Нахария - Хайфа - Тель-Авив, где немалую часть пассажиров составляют солдаты, возвращающиеся в центр страны из воинских частей, расположенных в Хайфе и Галилее.
Проездных по стране нет, но отлично развита система региональных проездных из пункта в пункт, например:
Билеты "Хофши-ходши" (проездной на месяц) на пригородные линии: Нахария - Хайфа - Нахария, Крайот - Хайфа - Крайот, Натанья - Тель-Авив - Нетания, Рош-Хаайн - Тель-Авив - Рош-Хаайн, Реховот - Тель-Авив - Реховот, Хайфа - Тель-Авив, Беэр-Шева - Тель-Авив. Проездной билет годен для неограниченного количества проездов в рамках соответствующей пригородной линии в течение месяца, указанного на билете. Стоимость проездного билета составляет стоимость одного проезда на линии, умноженную на 28. Поскольку билет является личным, следует записать на нем имя пассажира и предъявлять в поезде вместе со свидетельством, удостоверяющим личность. Билет можно приобрести только у кассира в кассе (не с помощью автомата).
12 билетов по цене 10 билетов.
Проездной билет на 20 поездок продается лицам от 10 до 18 лет только на пригородные линии. Стоимость проездного билета составляет стоимость одного проезда на линии, умноженную на 10.
Билет, совмещающий в себе проезд туда и обратно по железной дороге плюс билет "хофши-йоми" (дневной проездной на 24 часа) автобусной компании "Дан" или "Эггед". Билет действителен для проезда на всех поездах, следующих в Тель-Авив или из Тель-Авива, на пригородных и междугородных линиях. Этот же билет действителен для неограниченного числа поездок на автобусе по Тель-Авиву и пригородам. Билет продается в кассах и с помощью автоматов железной дороги только пассажирам, направляющимся в Тель-Авив.
Штраф за проезд без билета
Штраф за проезд без билета составляет стоимость трех билетов на данной линии из точки отправления поезда (вне зависимости от того, на какой промежуточной станции сел пассажир) до места обнаружения безбилетника. Дополнительно к штрафу оплачивается обычный билет. Контролеры есть почти в каждом поезде.
Прокат автомобилей в Изpаиле
Арендовать автомобиль можно в специализированных офисах, расположенных во всех крупных городах и аэропортах. Для этого необходимо иметь действительные водительские права, международную пластиковую карту (Visa, Mastercard и т.д.) и быть старше 21 года. В более мелких местных компаниях возможна также аренда с внесением наличного депозита. Стоимость проката автомобиля существенно снизилась в последние годы в результате растущей конкуренции. В настоящее время средняя стоимость аренды автомобиля самого простого класса составит от $25 в день (при аренде сроком от 14 дней), включая неограниченный пробег и страховку. Практикуется аренда автомобиля в одном городе и возврат в другом. Подобная услуга обойдется дополнительно в $10-20 в зависимости от общего числа дней. Кроме того, при аренде автомобиля непосредственно в аэропорту Бен-Гурион взымается дополнительная наценка в $25.
В Израиле представлены все основные мировые компании по прокату автомобилей: Budget (www.budget.co.il), Avis (www.avis.com), Sixt (www.e-sixt.com/car-rental/Israel), Eldan (www.eldan.co.il), Argus (www.argusrentals.com) и многие другие.
Пробег не ограничен, выезд за пределы "зеленой черты" (между Израилем и палестинскими территориями) не рекомендуется, и по умолчанию страховка не включает в себя пребывание на палестинских территориях. Для туриста этот факт означает, что в случае каких-либо проблем с автомобилем, произошедших за "зеленой чертой", вся материальная ответственность ляжет на него. Наиболее часто встречающаяся ситуация - кража автомобиля. В этом случае прокатная компания взыщет с арендатора полную стоимость автомобиля.
Как доехать до Изpаиля
На самолете
Регулярные ежедневные рейсы из Москвы в Тель-Авив (продолжительность четыре часа) выполняют "Трансаэро", El-Al и "Россия". Чартерные рейсы выполняют израильские авиакомпании IsrAir (www.israir.co.il/ru) и Sundor (www.sundor.co.il). Из Санкт-Петербурга в Тель-Авив два раза в неделю летают "Пулково" и El-Al. Ряд авиакомпаний предлагают полеты с пересадкой в других странах - часто эти рейсы дешевле прямых. Кроме того, недорогие транзитные тарифы из Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов России предлагаются авиакомпаниями "КД Авиа" (www.kdavia.ru) через Калининград и Air Baltic (www.airbaltic.com) через Ригу. Прямые рейсы в Израиль выполняются из следующих российских городов: "Уральские Авиалинии" летают (www.u6.ru) из Екатеринбурга, "Сибирь" (www.s7.ru) - из Новосибирска, "КД Авиа" (www.kdavia.ru) - из Калининграда.
Начиная с весны 2009-го года, Аэрофлот (www.aeroflot.ru) начал регулярные рейсы из Москвы (Шереметьево) в израильский аэропорт Увда, расположенный в 50 километрах к северу от южного города Эйлат. Билеты на этот рейс продаются, в том числе, на сайте авиакомпании. Следует иметь в виду, что аэропорт Увда не вполне удобен тем, кто планирует посещение Иерусалима и севера Израиля. Путь из Увды в Иерусалим займет до 7 часов, учитывая необходимую пересадку.
Израиль связан регулярными рейсами со всеми европейскими столицами и крупными городами, а также с США (Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Майами), Канадой (Торонто и Монреаль), Бразилией (Сан-Паулу), Турцией, Кипром, Египтом, Эфиопией, Кенией, ЮАР, Индией (Дели и Мумбаи), Египтом (Каир), Таиландом, Китаем (Пекин и Гонконг), Иорданией (Амман) и другими странами. В последние годы выросло количество регулярных и чартерных рейсов между Израилем и СНГ. В настоящее время действуют рейсы в Ригу, Вильнюс, на Украину (в Киев, Одессу, Днепропетровск и Симферополь), в Казахстан (Алма-Ата), Узбекистан (Ташкент), Грузию (Тбилиси) и Азербайджан (Баку).
Аэропорт Эйлата обслуживает в период отпусков некоторые регулярные международные рейсы: в Лондон, Франкфурт, Париж.
У Израиля практически полностью отсутствует сообщение с другими государствами региона. Все это в силу затяжного арабо-израильского конфликта. Регулярные рейсы осуществляются лишь в Амман (Иордания) и Каир (Египет). Данные рейсы сравнительно дороги, например перелет из аэропорта Бен-Гурион в Амман (130 километров, время в полете - 25 минут), выполняемый иорданской авиакомпанией Royal Jordanian и израильской Arkia, обойдется в явно завышенные $350-400.
С подробной информацией об аэропортах Израиля, их месторасположении, актуальном расписании можно ознакомиться на официальном сайте Администрации аэропортов Израиля (www.iaa.gov.il).
На пароме
Израильские морские порты Хайфа и Ашдод связаны регулярными линиями с Лимассолом (Кипр), Афинами, Родосом (Греция) и Портом-Саид (Египет). Вместе с тем путешествие в Израиль на пароме в настоящее время весьма затруднительно и недешево. В 2002 году прекратил регулярное сообщение еженедельный кипрский паром Nissos Сyprus, следовавший дважды в неделю из Лимассола в Хайфу. Сейчас Израиль посещается круизными судами, осуществляющими маршруты по восточному Средиземноморью. Далеко не все из них берут пассажиров в портах следования.
Информация действительная на август 2009 – возобновилось паромное сообщение между Хайфой и Лимассолом. Билеты в 2-4 местные каюты стоят от 160 евро в одну сторону, включая ужин и завтрак. В Израиле билеты продает компания Rosenfeld Shipping Lines (www.rosenfeld.net), а на Кипре Salamis Lines.
На поезде
Международного сообщения между Израилем и соседними государствами не существует – это результат арабо-израильского конфликта.
Автобусом и автомобилем
В настоящее время только Иордания и Египет имеют постоянно действующие пограничные переходы с Израилем. Границы с Сирией и Ливаном закрыты на протяжении многих десятилетий ввиду затяжного арабо-израильского конфликта. С подробной информацией о пограничных переходах с Израилем, их месторасположении, времени их работы можно ознакомиться на официальном сайте Пограничных переходов и аэропортов Израиля (www.iaa.gov.il).
Внимание
В целом, несмотря на кажущуюся простоту пересечения границ между Израилем и соседними с ним Египтом и Иорданией, это мероприятия год от года становятся все более дорогостоящими. Пограничные сборы с израильской стороны не так давно увеличились с 68 шекелей ($20) до 94 шекелей ($4), кроме того, в случае с Египтом въездной сбор - 25 фунтов ($5), с Иорданией - выездной налог 5 динаров ($8). На ряде пограничных переходов существует платная необходимость пересекать границу только на спецтранспорте, за что берут еще по $3. Итого, в среднем, переход границы из Израиля в Иорданию обходится в сумму, эквивалентную $45. Переход в обратную сторону стоит несколько дешевле. Все это стоит иметь в виду заранее, просчитывая бюджет поездки.
В настоящее время пограничный переход Рафиах между Израилем и Египтом перешел в ведение палестинской администрации. Статус данного перехода пока не определен, но очевидно, что въезд в Израиль через Рафиах с этого момента закрыт. В ближайшее время планируется открыть для пассажирского транспорта другой пограничный переход - КПП Ницана (с египетской стороны – Аль-Куйа), расположенный на 50 километров южнее.
Необходимо помнить, что при выезде из Израиля в Египет и Иорданию взимается дополнительный пограничный сбор:
1. При пересечении израильско-египетской границы в Рафиахе (сектор Газа) сбор составит 120 ILS (~$30,7), в Табе (возле Эйлата) – 94 ILS (~$24,1).
2. При пересечении границы с Иорданией на мосту Алленби (Западный берег реки Иордан) размер сбора – 134 шекелей, в Араве (восточнее Эйлата) – 94 шекелей, на КПП Река Иордан (Бейт-Шеан) – 94 шекелей.
Иордания
Регулярное автобусное сообщение существует между Амманом и израильскими городами Хайфа (через Назарет, ежедневно), Тель-Авив (с автобусного терминала возле центральной железнодорожной станции, ежедневно), Иерусалим (ежедневно), а также между Эйлатом в Акабой. Все автобусы за исключением эйлатских пересекают границу через КПП Река Иордан (Jordan River border crossing) поблизости от Бейт-Шеана. Стоимость проезда в одну сторону – $15. Можно пересечь границу через мост Алленби (Allenby border crossing), восточнее Иерихона, однако следует иметь в виду, что этот пограничный пункт действует не ежедневно. Помимо рейсовых автобусов очень просто доехать до границы обычным автобусом с пересадкой в Бейт-Шеане. На иорданской стороне границы туристов ожидают десятки мини-бусов и такси, отправляющихся в Амман и Ирбид. Вместе с тем маловероятно, что таким образом удастся сэкономить, ведь только автобус из Тель-Авива до Бейт-Шеана обойдется в $8-10.
Самый южный пограничный переход между двумя странами, КПП Арава (Arava border crossing), действует в пяти километрах севернее Эйлата. Туда не идет городской транспорт, однако можно воспользоваться любым междугородным автобусом, идущим на север в направлении Тель-Авива. Все автобусы проезжают в непосредственной близости от пограничного терминала –следует лишь выйти из автобуса и пройти около 500 метров пешком. Такси из центра Эйлата на границу обойдется в 25-30 шекелей. Кроме того, если есть время и желание прогуляться, то к пограничному переходу можно пройтись пешком, что займет около 50 минут неспешной ходьбы из центра города.
Египет
Три перехода действуют между Израилем и Египтом: КПП Рафиах (Rafiah border crossing) в секторе Газа (в настоящее время закрыт, см. информацию выше), через который до недавнего времени шли все автобусы из Тель-Авива в Каир; КПП Ницана (Nizzana border crossing) в пустыне Негев, в 50 километрах южнее Рафиаха (пока используется для грузоперевозок, открытие для туристов планируется в течение 2008 года); КПП Таба (Taba border crossing) возле Эйлата, откуда выезжают в направлении египетских курортов Дахаб и Шарм-эль-Шейх на юге Синайского полуострова.
В последнем случае вам не потребуется египетская виза, если вы въезжаете из Израиля через Табу и планируете посетить только Южный Синай. При въезде вы получите так называемый бесплатный "синайский штамп".
Ежедневные автобусы отправляются от каирского отеля Gezira Sheraton в Тель-Авив и Иерусалим через Синай и КПП Таба (ранее шли через КПП Рафиах). Стоимость билета в одну сторону - $50, туда и обратно - $70. Билет можно приобрести в большинстве турфирм в центре Каира.
В Израиле билеты продают компании "Мецада турс", находящаяся в Телль-Авиве по адресу: ул. Базель, д. 52, прямо напротив египетского консульства, и компания "Назарин Турс". Если вы решите воспользоваться рейсовыми автобусами в Израиль, то следует иметь в виду, что поездка займет не менее 15 часов из-за того, что автобус будут конвоировать полицейские от Каира до самой границы в Табе. Через каждые 40-50 километров пути следуют остановки, задержки, пересменка у полицейских и так далее.
Обычное египетское такси доставит до границы значительно быстрее и за ту же цену, особенно, если туристов более, чем двое. От большой площади рядом с каирским железнодорожным вокзалом "Рамсес" довольно часто отправляются маршрутные такси на Синайский полуостров. Из-за закрытия КПП Рафиах сейчас единственный наземный пропускной пункт между Египтом и Израилем действует в Табе. Именно через Табу и израильский город Эйлат следуют все автобусы в Тель-Авив и Иерусалим.
Проезд из Каира в Табу в семиместном старом "Пежо" или доисторическом "Мерседесе" обходится каждому пассажиру в среднем в 50-60 египетских фунтов ($9-11), что значительно дешевле рейсового автобуса.
Перейдя границу в Табе, турист сразу же попадает на автобусную остановку 15-го городского маршрута Эйлата. Поездка до города займет не более 20 минут, и обойдется в $3. С эйлатской автостанции множество автобусов следуют в Беер-Шеву, Тель-Авив, Иерусалим, Хайфу и на Мертвое море. Более подробную информацию о расписании израильских автобусов можно почитать на сайте компании Эггед, имеется русскоязычная версия сайта. Кроме того, можно воспользоваться самолетом в тель-авивский аэропорт Бен-Гурион, или в Хайфу. Подробнее в разделе "Авиасообщение в Израиле".
|
 |
|
|
|