Транспорт Италии

Транспорт Италии

Дороги и правила вождения

Ограничение скорости в населенных пунктах составляет 50 км/ч, 90 км/ч на обычных дорогах, 110 км/ч на шоссе и 130 км/ч на автострадах (обозначаются знаками и разметкой зелёного цвета). При движении по автостраде необходимо занимать самую правую из свободных полос, запрещено менять направление движения, особенно вблизи поворотов и съездов с трассы, а также занимать резервные полосы. Велосипедам и мотоциклам с объемом двигателя менее 150 куб. см выезд на автострады запрещен. Выход на автостраду с целью "поймать" машину также считается серьезным нарушением. Главные автострады Италии платные, стоимость проезда (pedaggio) рассчитывается исходя из тарифа (la tariffa), умноженного на километраж. Тарифы обозначены на всех въездных порталах автострад и зависят от типа автомобиля и характеристики автострады. Оплата производится с помощью билетов (на въезде получается, на выезде оплачивается), которые можно оплатить с помощью банковских карт (терминалы обозначаются транспарантом CARTE), наличными (терминалы белого цвета с кассой) или с помощью системы бесконтактной автоматической оплаты TELEPASS (желтые ворота с такой же дорожной разметкой и надписью TELEPASS, подробную информацию о принципе работы и методах оплаты можно получить по бесплатному телефону 800-269-269).

Кроме автострад существует очень хорошо развитая система бесплатных дорог. Считается, что на севере и в центре страны дороги гораздо лучше, чем на юге, однако на практике и там, и там есть как первоклассные шоссе и внутренние трассы, так и неухоженные дороги всех уровней. Чтобы сориентироваться в них на месте, проще ехать за общим потоком автотранспорта местных жителей (если это, конечно, совпадает с направлением движения самого туриста). В городах движение достаточно неоднородное - на крупных центральных улицах машины идут сплошным потоком, из которого зачастую бывает непросто найти съезд на нужную улицу. В то же время на периферийных улочках, часто очень узких, да еще к тому же заставленных всякими лавочками и кафе, автомобили нередко следуют в общем потоке вместе с пешеходами (сигналить в спину пешеходам или мигать фарами, требуя освободить дорогу, здесь не принято - все участники дорожного движения имеют равные права). Если переход не оборудован светофором, право преимущественного пересечения дороги имеет пешеход, а не автомобиль!

В населённом пункте запрещён обгон транспортного средства, остановившегося для высадки или посадки пассажиров, а также обгон вблизи перекрёстков. Нельзя использовать звуковые сигналы за исключением случаев, когда есть угроза для жизни. Запрещено использовать дорожные полосы, ограниченные жёлтой разметкой - они предназначены для такси и общественного транспорта.

Ремни безопасности (cinture di sicurezza) обязательны, для детей ростом менее 1 метра необходимо специальное кресло. Также обязательно наличие всех работающих габаритных огней (в некоторых районах страны в зимний период обязательны включенные фары днем) и всех документов на арендованную машину. Если нужно выйти из машины, находящейся на дороге (при аварии, поломке и проч.), водитель обязательно должен надеть специальный жилет из светоотражающего материала (giubbetto rifrangente omologato, продаются на автозаправочных станциях) и выставить знак аварийный остановки (светоотражающий треугольник, triangolo rifrangente). Аварийный треугольник и жилет обязательно должны находится в каждом автомобиле, а вот наличие дорожной аптечки в Италии не обязательно.

В крупных городах улицы исторического центра в определенные часы закрыты для автомобилей, также очень остро стоит проблема парковки. Итальянские водители часто паркуются на любом свободном пятачке, не очень беспокоясь о действиях полиции. Туристам же так себя вести не рекомендуется - и сами прокатные машины (особенно с номерными знаками других регионов) сразу привлекают к себе внимание полиции, и "насиженные места" для подобных эрзац-парковок, как правило, неизвестны. Запрещено парковаться на стоянках, ограниченных жёлтой линией. Парковки, ограниченные синей линией, - платные, белой - бесплатные или оплачиваемые через счётчик (disco orario, лимит времени - 30, 60 или 90 минут). Возле отелей, как привило, разрешено оставлять машину на непродолжительное время, однако у каждого заведения правила свои - где-то есть собственная стоянка, и ставить машины у входа запрещено, где-то для этого используется внутренний двор или ближайший переулок.

Штрафы за нарушение ПДД достаточно высоки - за проезд на красный свет придется заплатить около 50 евро, за неправильную парковку - от 25 до 70 евро, за превышение скорости - от 33 до 131 евро. Штрафы оплачиваются на месте. Спорить с полицейскими бесполезно - "за дискуссию" штраф может быть увеличен чуть ли не вдвое. Допустимый уровень алкоголя в крови - не более 0,8 промилле (один бокал сухого вина или кружка пива).

АЗС в городской черте обычно работают с 8.00 до 13.00 и с 14.30 до 19.30, однако на загородных трассах практически все заправочные станции работают круглосуточно. В крупных городах встречаются мини-АЗС, представляющие собой 1-2 автомата, установленных буквально на пятачке. Обслуживающего персонала на таких станциях нет, все действия производятся водителем, оплата - кредиткой.

Автобусное сообщение в Италии

Система автобусных перевозок весьма развита, но не слишком популярна, так как поездки на поезде значительно дешевле. В городах все остановки междугородного автобуса делаются по требованию.

Городской транспорт в Италии

Оранжевые автобусы и трамваи работают с 6 утра до полуночи. Ночные автобусы обозначены буквой "N". Входить в автобус следует в заднюю дверь, а выходить - в середине салона. Билеты на автобусы и трамваи стоят $0,7 и действительны для двух поездок в течение 90 минут. Существуют так называемые "time-limite" билеты, позволяющие за ту же самую цену (около 1 долл. США) сделать три поездки на городском транспорте в течение 1 часа 15 минут. Билеты на городской автобус можно приобрести в газетных или табачных киосках, а в автобусе их необходимо компостировать.

Большинство городов предлагают однодневный проездной примерно за $2,35. По отметке компостера определяется начало действия билета. Книжечка из 11 билетов стоит $7. В зависимости от города расценки на транспорт меняются. Туристический билет на один день (BIG) стоит около 3-5 евро и дает право на неограниченные поездки в любом виде общественного транспорта. Билет на неделю ("Settimanale" или CIS) стоит 12 евро. Купить его можно только в киосках ATAC.

Единственное средство общественного транспорта Венеции - речные трамвайчики (vaporetto). Билет на одну поездку по самому живописному маршруту №1 (по Большому каналу) стоит $1,47, на остальные маршруты - $2,06. Суточный проездной стоит $8,24

Пользуются популярностью также речное такси и, конечно, гондолы. Речное такси вмещает четверых пассажиров, а его оплата (как и в обычном такси) - по счетчику. Однако можно и поторговаться.

Такси

Такси можно заказать по телефону из гостиницы, бара, ресторана или телефона-автомата, по пейджеру (тел. 06-3570, 06-4994, 06-4157 или 06-5551), но придется заплатить и за время, которое такси потратит на проезд к месту вызова. Римское такси берет за посадку и первые 3 километра $4,06 (поэтому короткие поездки на такси в Риме невыгодны), далее - по $0,7 за километр. С 22.00 до 7 утра действует наценка за километр пробега - $1,76, в обычное время по воскресеньям и государственным праздникам - $0,59.

В каждом официальном такси есть специальная табличка на английском языке, которая разъясняет дополнительные расценки за багаж, за ночной проезд, в воскресные дни и праздники или за дорогу до аэропорта. Одиноким женщинам прибегать к автостопу не рекомендуется.

Метро в Италии

Метро Рима состоит всего из двух пересекающихся линий. Цена около $0,65 за билет или $5,8 за блок из 10 билетов. Однодневные проездные, действительные для метро, трамваев и автобусов, стоят $2,35, а недельные - $10,59.

Как доехать до Италии

Самолетом

"Аэрофлот" и "Alitalia" выполняют ежедневные рейсы из Москвы в Рим и Милан (3 часа). "Аэрофлот" имеет также два еженедельных рейса из Москвы в Венецию, "Пулково" - по 1 рейсу в неделю из Санкт-Петербурга в Рим и Милан, японская авиакомпания JAL - 1 рейс в неделю из Москвы в Рим. Множество авиакомпаний предлагают рейсы с пересадкой в других городах Европы. Кроме того, из ряда городов России выполняются чартерные рейсы в Римини, Анкону, Бергамо, Палермо, Брешию, Верону, Турин. Для поездки в северо-западную часть Италии можно воспользоваться аэропортом Ниццы.

Кроме того, Италия имеет удобное и недорогое авиасообщение с другими странами Европы, особенно с Испанией, Францией, Германией, и Великобританией. Десятки бюджетных авиакомпаний связывают города Италии с упомянутыми странами. Кроме того, целый ряд тех же компаний предлагает крайне дешевые тарифы на путешествия в страны Магриба (Марокко, Тунис и Алжир). Стоимость перелета в обе стороны из Милана (или Рима) в Касабланку может составлять от 80 евро в обе стороны, включая все сборы.

Поездом

Прямого поезда в Италию нет. Можно ехать на поезде Москва - Загреб, где пересесть на один из ежедневных поездов в Триест, Венецию, или Рим. В этом случае потребуется транзитная венгерская виза.

Можно ехать с двумя пересадками в Германии, однако обойдется это дороже авиабилета. Ориентировочное время в пути от Москвы до Рима - 50 часов.

Автобусом

Автобусом можно проехать с пересадками в Германии, но поездка займет свыше двух суток и будет стоить сравнимые с авиабилетом деньги.

На автомобиле

Расстояния от Рима по автодороге: Москва - 3070 км, Париж - 1430 км, Цюрих - 850 км, Вена - 1125 км, Любляна - 769 км.

По морю

Италия связана с Хорватией, Грецией, Албанией, Черногорией и Северной Африкой несколькими регулярными паромными линиями, точное расписание и цены на которые можно уточнить в пароходных компаниях (см.ниже).

С Тунисом:

Трапани (Сицилия) - Тунис

Две паромных компании обслуживают эту линию, Tirrenia Navigazione и Alimar lines. Один раз в неделю, 6-7 часов в пути, самый дешевый билет 40 евро.

Трапани (Сицилия) - Келебия

С июня по сентябрь три раза в неделю, в остальное время года - не функционирует, в пути 4,5-5 часов, билет 35-45 евро в одну сторону.

Катания (Сицилия) - Ла Валетта (Мальта) - Тунис

Тунисская компания CTN, большой и медленный автомобильный паром раз в неделю следует из сицилийской Катании в Тунис с остановкой на Мальте. В пути 12-14 часов.

Генуя - Тунис

Еженедельный паром, в пути 25-26 часов, минимальная стоимость проезда 75 евро.

С Хорватией:

Две страны связаны десятками паромных линий, часть из которых действует только в курортный сезон. Подобную информацию и цены можно посмотреть на сайте паромной компании Viamare:

Анкона - Сплит/Задар/Стари-Град

Венеция - Ровинь/Пула/Опатия/Пореч

Римини - Пула/Пореч

С Черногорией:

Анкона - Бар, подробности на сайте паромной компании Montenegro Lines.

С Албанией:

Бари - Дуррес, выполняется двумя компаниями, Montenegro Lines и Ventouris.

С Грецией:

Наибольшее число паромных линий связывает Италию именно с Грецией, а точное расписание и тарифы можно посмотреть на сайте паромной компании Viamare. Наиболее популярные из них:

Бриндизи - Корфу

Бриндизи - Игуменица

Бриндизи - Патры

Бари - Патрас

Анкона - Патрас

Венеция - Патрас

Венеция - Игуменица

Железные дороги и поезда в Италии

Обширная национальная сеть железных дорог связывает многие города страны, на севере она более густая, на юге сильнее развит автотранспорт.

Виды поездов

В Италии используется шесть типов поездов: Eurostar, Eurocity, InterCity, Expresso (останавливаются на главных станциях), Diretto (останавливается на большинстве станций) и Locale (останавливается на всех станциях). Eurostar (ES) - самый дорогой вид поезда, покупать на него билет нужно на определённую дату и час отправления, так как в стоимость билета входит автоматическое обязательное бронирование места. На остальные поезда бронировать место нет необходимости, обычно свободные места есть всегда, за исключением периодов отпусков и праздников (в это время на определённые направления лучше всё-таки бронировать билеты заранее).

На поездах Interregionale (IR, останавливается только в районных центрах), Espresso (Е), Diretto (D) и Regionale (R) действует обычный (самый дешёвый) билет, который нужно прокомпостировать перед посадкой в одном из жёлтых компостеров, висящих на стенах в разных точках вокзала. Для поездки на InterCity (IC) нужно попросить в кассе билет именно на этот вид поезда - он дороже, и в случае необходимости его можно использовать и на других, более дешёвых поездах. При поездке на всех поездах кроме Eurostar можно делать промежуточные остановки (допустимая длительность которых зависит от дальности поездки), а потом ехать дальше другим поездом своей или более низкой категории. Срок действия билета указан на нем самом (24 часа, 48 часов и т. д. с момента компостирования).

В общем и целом путешествие на поездах по Италии нельзя назвать дешевым. Поэтому к планированию поездки следует отнестись серьезно. Турист, приехавший в страну и решивший спонтанно отправиться в железнодорожную поездку, рискует заплатить весьма значительные суммы, порой по стоимости сопоставимые с авиаперелетом. Вместе с тем использование разнообразных региональных проездных билетов (см. раздел "Льготы") позволяет значительно снизить расходы.

Приобретение билетов

Билеты можно приобрести заранее, максимум за 2 месяца до поездки, на центральном вокзале или в агентствах под вывеской FS (Ferrovie dello Stato - Государственные железные дороги). Приобретая билеты через туристические агентства, можно избежать очередей. Зарезервировать места можно за один день в туристическом агентстве и за 3 часа на вокзале. Билеты на поездки в пределах 100 км от Рима можно приобрести в автоматах на станциях.

Льготы

Для проезда на железнодорожном транспорте действует система льготных проездных. Carta Verde (26 евро) предоставляет путешественникам в возрасте до 26 лет право в течение года приобретать билеты со скидкой 15%. Italian Kilometric Ticket (117-181 евро) предоставляет льготы для путешествия семьей при поездках на расстояние до 3 тыс. км с 20 пересадками.

Прокат автомобилей в Италии

Взять машину в аренду можно в большинстве городов, аэропортов и курортных районов. Оформление ведется только при наличии паспорта, кредитной карточки и международных водительских прав. Аренда автомобиля в Италии разрешена лицам, достигшим 21 года.

Прокат скромной машины обойдется приблизительно в 50-90 евро в день (с горючим и страховкой). Чем на больший срок арендуется автомобиль, тем ниже будет ежедневная стоимость. Однако в разгар сезона взять даже маленький автомобиль класса В за сумму менее 250-300 евро в неделю невозможно. Маленькие прокатные фирмы предлагают заметно более дешевые расценки, но чаще всего использование их машин возможно только в пределах определенного региона, да и страховая сумма не покрывает всех случаев. В то время как офисы крупных международных компаний предоставляют возможность взять машину в одном месте, а сдать её в любом месте страны и даже за рубежом, без учета километража (в маленьких компаниях за пробег свыше какого-то заранее оговоренного предела взимаются пени). Список прокатных контор публикуется во всех туристических справочниках.

 
 
© ООО "Нью Турс", г. Тамбов, 2009–2014